22 июня

Изображение
Не танцуйте сегодня, не пойте.
В предвечерний задумчивый час
Молчаливо у окон постойте,
Вспомяните погибших за нас.

Там, в толпе, средь любимых, влюблённых,
Средь весёлых и крепких ребят,
Чьи-то тени в пилотках зелёных
На окраины молча спешат.

Им нельзя задержаться, остаться -
Их берёт этот день навсегда,
На путях сортировочных станций
Им разлуку трубят поезда.

Окликать их и звать их - напрасно,
Не промолвят ни слова в ответ,
Но с улыбкою грустной и ясной
Поглядите им пристально вслед.

В.Шефнер, 1961





Источник

Вожди на природе

Пройдёт меньше десяти лет — и картина получит клеймо: «Лакировка действительности времён культа личности». И впрямь, художник облагораживал действительность изрядной дозой глянца. Возможно, он несколько пересластил. И даже омолодил своих героев.

Василий Ефанов. И.В. Сталин и В.М. Молотов с детьми,1947
Василий Ефанов. И.В. Сталин и В.М. Молотов с детьми. 1947

В послевоенное время, когда Василий Ефанов создавал эту картину, вожди выглядели старше, на лице Сталина с первых дней Великой Отечественной оставалась печать переутомления. На картине они оказались как будто после долгих процедур по омоложению, после строгой диеты и сеансов у визажиста. В реальности оба были далеки от подобных забот… На полотне лидеры державы выглядят беззаботными дачниками. И это когда в стране шло напряжённое преодоление разрухи, восстановление промышленности. Но в том и состоял замысел. В неуютные, полуголодные времена нужно было показать людям жизнь счастливую, которая обязательно сбудется. Приукрашивали быт колхозников, рабочих, военных, припомаживали и политиков…

Стиль художника-лауреата Ефанова — праздничная бесконфликтность. Его картины напоминают самые помпезные театральные постановки того времени: с богатыми декорациями, неисчислимой массовкой и статными героями. Правда, на этой картине народные массы отсутствуют. Героев окружают только дети. Ребятам нравится прогуливаться в компании Сталина и Молотова. Если уж дети им доверяют, взрослым сие и подавно положено… Такой психологический подтекст можно рассмотреть в этом сюжете. Хотя нет уверенности, что художник имел в виду именно это. Но несомненно, что он создавал праздничную, лучезарную картину с прославлением действующей власти.

Ефанов аккуратно следовал сложившимся канонам, которые, например, позволяли в жаркий день надеть лёгкую рубашку на Молотова, при этом Сталина рекомендовали изображать в классическом френче и сапогах. Молотов улыбается с ребячливой открытостью, Сталин добродушно на него взирает. И кажется, что им сейчас не до политики. Что главное для них в этот день — сходить с детишками на речку, половить бабочек… Полевые цветы, вожди, сачки — такова летняя идиллия художника Ефанова. Особенно приятно поглядеть на эту картину в крещенские морозы.

http://arionablog.livejournal.com/433375.html

Популярные сообщения из этого блога

К столетию революции

С днем учителя

Как и зачем возвращали погоны в Красной Армии