К основному контенту

История граненого стакана

Очень часто встречаю в интернете информацию о том, что скульптор Вера Мухина, создавшая известную скульптуру «Рабочий и колхозница», изобрела и граненый стакан. Бред этот читать невыносимо, посему вот вам историческая справка.

Петров-Водкин утренний натюрморт
Кузьма Петров-Водкин. Утренний натюрморт. 1918 год

Изобретателем граненого стакана считается стекольных дел мастер Ефим Смолин, живший между XVII и XVIII веками на территории современной Владимирской области. Свое творение он преподнес Петру I с уверением, что новая форма делает его небьющимся. Царь якобы высоко оценил поделку, увидев, что во время качки на корабле пользоваться таким изделием очень удобно: даже упав со стола, чудо-стакан не бился. Правда, существует легенда, что монарх, опустошив стакан с вином, бросил его об пол со словами «Стакану быть!» И хотя сосуд разбился, свита истолковала это как призыв «бить» стаканы на счастье.

Еще одно подтверждение «древности» граненых стаканов — их упоминание в специальной армейской доктрине, изданной Павлом I в конце XVIII в. Пытаясь реформировать российскую армию, которая в то время была очень далека от полной боеготовности, монарх именно одним граненым стаканом ограничил суточную норму вина, положенную солдатам.

История граненого стакана

К концу XVIII века в России сформировалось несколько региональных центров стеклоделия — Петербург и окрестности, Владимирская, Смоленская, Калужская губернии. В 1764 году отставной военный Алексей Иванович Бахметьев основал хрустальный завод в Пензенской губернии. На рубеже XVIII–XIX веков на заводе имелся свой Левша — крепостной мастер Александр Петрович Вершинин, придумывавший сервизы для императорского двора. За старание Александр I пожаловал ему именные часы.

История граненого стакана

Важной вехой в отечественном стеклоделии стали вершининские стаканы с двойными стенками, между которыми мастер выкладывал в миниатюре реалистичные пейзажи из подручных мелочей — кусочков бумаги, соломы, ракушек, камушков. Как эта хрупкая конструкция оставалась нетронутой при плавке стекла (около 900 градусов по Цельсию), потомки ломают голову по сей день.

В дальнейшем производили огромное количество граненой посуды, в том числе и стаканов. Граненые стаканы с этих времен и до почти середины 20 века все равно выдували, при этом придавая им форму граней. Известно, что с 1924 по 1937 год предприятие, выпускавшее гранёные стаканы, называлось «Стеклозавод имени Бухарина». Это, возможно, объясняет появившуюся в быту замену слова «пить» на «бухать», а прозвище «бухарики» присваивали не только гранёным стаканам, но и пьющим.

В СССР действительно в один момент появился официальный, типа гостовский, стакан. Изготовленный методом прессования, он был выпущен 11 сентября 1943 года в Гусь-Хрустальном. И именно его, хотя этого она и не делала, приписывают Вере Мухиной. Этот стакан был с 16 гранями и ободком по верхнему краю, итого 17... Кстати ещё любят указать, что она создала этот «шедевр» стеклянной посуды вместе с автором «Черного квадрата» Казимиром Малевичем в блокадном Ленинграде в 1943 году. Но к сожалению Малевич умер в 1935 и естественно это тоже полный бред.

История граненого стакана

С этой даты выпущено было великое множество стаканов, с ободком и без и с гранями от 8 до 20. Интересно что стоимость стакана в продаже зависела от количества граней. В одно время граненые стаканы были с 10 гранями и стоили 3 копейки, классический 16-ти гранный – 7 копеек, а если более рифленый с 20 гранями, то 14 копеек.

Считается, что питейная фраза «сообразим на троих?» обязана своим появлением граненому стакану. Случилось это в хрущевские времена, когда власти запретили торговать водкой на розлив, а из продажи исчезли удобные для единоличного употребления «мерзавчики» (125 мл) и «чекушки» (200—250 мл). В два стакана бутылка водки не помещалась, а на три делилась идеально. Вот и «соображали».

В 80-х гг. повсеместно и неожиданно гранчаки - граненые стаканы - стали «взрываться». Событие это имело такой резонанс, что его отметили в сатирическом киножурнале «Фитиль». Подозревали чуть ли не диверсию, но ларчик просто открывался. Оказалось, что на стекольных заводах стали внедрять новые импортные линии и при производстве стаканов немного отошли от технологии. В итоге структура стекла изменилась — и стаканы начали рассыпаться. Спасти доброе имя стакана удалось, доработав технологию.

Фраза «простой, как три копейки» тоже, говорят, появилась благодаря гранчаку — именно три копейки стоил классический советский стакан на заре своей звездной карьеры.

Что касается скульптора Веры Мухиной, она действительно увлеклась стеклом уже в конце 40х годов и, хоть стакан не придумывала, а вот пивную кружку, которую в 50-90е годы можно было увидеть повсеместно, придумала именно она.

граненая пивная кружка

Вам также может понравиться

Комментарии

Новые записи

Страницы

Новые комментарии